Знахарь (Польша)1981

«Знахарь» (польск.Znachor) — фильм польского режиссёра Ежи Гофмана[1], премьера которого состоялась 12 апреля 1982 года. Вторая экранизация одноимённого романа 1937 года польского писателя Тадеуша Доленги-Мостовича (первая была в 1937 году).

Межвоенная Польша. Со знаменитым хирургом профессором Рафалом Вильчуром происходит трагедия, в корне изменившая всю его жизнь. В восьмую годовщину своей свадьбы Вильчур неожиданно узнаёт, что его любимая жена Беата, полюбив другого, решила оставить его и забрать их маленькую дочку Марысю. Рафал не находит в себе сил справиться со своим горем. В тот же вечер он идёт в кабак залить горе вином, а позже на него нападает группа бандитов, заметившая большую сумму денег в тот момент, когда он расплачивался с хозяином заведения (само нападение в фильме не показано, но видно, что когда выпивший Рафал выходит из кабака и садится в пролётку, то бандиты выходят следом и садятся на запятках пролётки). Получивший удар по голове Вильчур теряет сознание, а приходит в себя, оказавшись на улице без денег и документов и к тому же потеряв память.

Поскольку Вильчур не помнит, кто он, и у него нет документов, ему приходится бродяжничать. Прожив несколько лет в скитаниях и горе, однажды в полицейском участке он крадёт документы на имя Антония Косибы и с тех пор живёт под этим именем.

Рафал Вильчур не помнит себя, но чувствует, что наделён способностями помогать больным людям. Однажды в одном из сёл Рафал под именем Антония Косибы находит приют и работу в семье зажиточного православного мельника Прокопа, чей сын Василь несколькими месяцами ранее стал инвалидом по вине равнодушного местного доктора Павлицкого, который неправильно сложил кости после перелома ног. Сломав ноги повторно и срастив их уже правильно, Косиба излечивает юношу и, отказавшись от крупной суммы в золоте, предложенной за лечение сына отцом, становится полноправным членом их семьи. Растёт известность доброго и отзывчивого деревенского лекаря, молва о знахаре расходится по всей округе. Все больные толпами сходятся к дому, где живёт знахарь, чтобы тоже вылечиться.

Неподалёку в лавке работает красивая девушка — скромная продавщица по имени Марыся, кого-то напоминающая знахарю. Глубокую симпатию испытывает Косиба к этой прелестной сироте… Однажды он случайно слышит знакомую мелодию из прошлого, которую напевает Марыся. Эта случайность приводит к тому, что Косиба смутно начинает что-то припоминать.

Однажды к Косибе приходит тот самый доктор Павлицкий, сделавший сына мельника калекой. Его раздражает то, что Антоний занимается врачеванием, работая на мельнице, где, как он считает, царит настоящая антисанитария. Он требует от знахаря прекратить свою деятельность, угрожая в противном случае засадить его за решётку, но Косиба отказывается, ведь, по его словам, «люди и в тюрьмах живут». Озлобленный врач уходит и на улице сталкивается с Василем, совершенно здоровым и подвижным. Парень рассказывает Павлицкому, каким образом Косиба сумел вылечить его. Это удивляет доктора, но он не подаёт виду и уезжает прочь.

Девушка Марыся влюблена в богатого и знатного, красивого и обаятельного, но немного надменного молодого человека по имени Лешек Чиньский, который, несмотря на недовольство родителей, также отвечает ей взаимностью. После ряда недомолвок молодой граф всё же делает Марысе предложение. Но это вызывает недовольство у некоего Зенека, работника таверны напротив, давно приглядывающегося к Марысе. А после того как Лешек в парке задал ему хорошую взбучку за непотребную шутку в адрес Марыси, Зенек решает перейти к активным действиям. Изрядно выпив, он подстраивает аварию, в которой разбиваются ехавшие на мотоцикле влюблённые, и более всего Марыся. Вмиг протрезвев при виде этого ужасного зрелища, неудачливый ухажёр привозит пострадавших к Антонию. Вскоре туда же прибывают и Чиньские с Павлицким. Косиба, чтобы провести сложную операцию и спасти жизнь Марысе, вынужден пойти на преступление, украв инструменты у Павлицкого, который, в свою очередь, считает, что Марыся неизлечима и скоро умрёт. Родители Лешека (который отделался лишь переломом левой руки, сотрясением мозга и несколькими царапинами) увозят сына, и его мать, будучи уверенной, что это было всего лишь мимолётное увлечение, сообщает сыну, что Марыся погибла при аварии. Между тем Марыся поправляется и остаётся жить в семье Прокопа.

Что же касается дипломированного врача, то он, заметив пропажу инструментов, инициирует уголовное расследование, в результате которого Антония отдают под суд и приговаривают к трём годам лишения свободы. Марыся же после выздоровления продолжает жить в доме мельника, но постоянные упрёки со стороны Сони, невестки Прокопа, вынуждают её принять решение уехать в поисках лучшей доли. В это время с лечения из-за границы возвращается Лешек. Он томим виной за гибель Марыси и решает застрелиться из револьвера на её могиле, но в последний момент от дворецкого узнаёт, что на самом деле Марыся жива и что спас её тот самый деревенский лекарь Антоний Косиба. Влюблённый граф, поняв, что родители солгали ему насчёт смерти Марыси, спешит на мельницу, чтобы увидеть Марысю.

Теперь все помыслы героев связаны с освобождением Антония. Из столицы на новый судебный процесс в качестве эксперта приглашают авторитетного хирурга Добранецкого, который оказывается учеником Рафала Вильчура. Его одолевают некоторые сомнения по поводу личности знахаря. Между тем, независимо давая оценку проведённым операциям, он заявляет, что сделаны они были на очень высоком профессиональном уровне. Наконец, слово предоставляется свидетельнице Марии Иоланте Вильчур, известной под именем Марыся. Едва услышав фамилию девушки, Антоний-Рафал внезапно вспоминает своё прошлое и понимает, что видит перед собой свою родную дочь. Его реакция быстро развеивает сомнения столичного хирурга, который объявляет судьям, что перед ними не кто иной, как сам профессор Рафал Вильчур.

В результате суд выносит Рафалу оправдательный приговор. В последнем кадре показано, как Рафал, Марыся и Лешек приносят цветы на могилу жены Рафала и матери Марыси Беаты, умершей от простуды ещё во время скитаний знахаря.

Обновлено: 29.11.2020 — 21:01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *