«Конёк-Горбуно́к» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии «Союзмультфильм» режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух версиях — 1947 (второй полнометражный мультфильм студии) и 1975 годов. Снят по одноимённой сказке (1834) Петра Ершова.
Высокую оценку фильму дал Уолт Дисней, демонстрировавший его своим художникам
У старого крестьянина три сына: два старших, Данило и Гаврило, считаются умными, а младший, Иван, считается дураком. Однажды отец посылает сыновей выяснить, кто по ночам вытаптывает пшеницу. Старшие братья решают спрятаться в стоге сена, где они быстро засыпают. Тем временем Иван, играя на дудке, идёт к берёзе и садится под ней. Вдруг он видит, как с неба спускается белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её и взамен даёт ему двух прекрасных златогривых коней и Конька-горбунка, который будет Ивану лучшим товарищем.
Иван отводит коней в пастушеский балаган[3] и, чтобы принести им воды, уходит с Коньком. Когда он возвращается, то обнаруживает, что его братья увели коней. Конёк говорит ему, что они догонят их в столице. Тогда Иван садится на Конька, и они летят сквозь облака. По пути Иван находит перо Жар-птицы, которое светит, не выделяя тепла, и берёт его, несмотря на предупреждение Конька, что оно принесёт ему много неприятностей.
Они достигают столицы, и Иван, проводив братьев, продаёт своих коней царю за «два-пять шапок серебра»[4]. Когда оказывается, что никто, кроме Ивана, не может с ними справиться, он становится начальником царских конюшен. Царский спальник, возненавидевший за это Ивана, подглядывает за его работой. Увидев, что Иван использует перо Жар-птицы для освещения, он похищает это перо и показывает царю.
Царь приказывает Ивану поймать и доставить ему Жар-птицу. В противном случае последнему угрожает посажение на кол. С помощью Конька-горбунка Иван ловит Жар-птицу и привозит её царю, который на радостях назначает его стремянным. Но злобный спальник, решивший во что бы то ни стало погубить Ивана, подговаривает царя дать Ивану новое задание — найти и привезти прекрасную Царь-девицу. На выполнение этого задания царь даёт Ивану три недели, и в назначенный срок Иван возвращается с красавицей Царь-девицей.
Царь вне себя от радости и просит Царь-девицу выйти за него замуж, но она отказывается, говоря, что он слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого он сможет омолодиться — нужно поставить три больших котла: один — с холодной водой, другой — с горячей, а третий — с кипящим молоком и искупаться по очереди во всех трёх котлах. Спальник советует царю проверить действие этого средства на Иване, надеясь в конце концов избавиться от своего заклятого врага.
Царь с радостью соглашается. Когда Иван сопротивляется, услышав это, царь приказывает бросить его в тюрьму и подготовить котлы к следующему утру. Конёк-горбунок приходит к Ивану и через тюремную решётку говорит ему, чтобы он свистнул ему на следующий день и разрешил заворожить воду, что позволит Ивану остаться невредимым. Подслушав это, спальник похищает Конька после того, как последний отходит от Ивана.
Утром Иван свистит Коньку, который упрятан в мешок. Похищенный изо всех сил старается выбраться из заточения, чтобы помочь другу, и в последний момент ему это удаётся. В результате спальник падает в колодец и тонет в нём. Конёк же приходит на помощь к Ивану и успевает заворожить содержимое трёх котлов. Иван прыгает в молоко, потом в кипяток и в холодную воду. В результате он становится писаным красавцем. Царь-девица влюбляется в него, и они уходят. Тем временем царь волнуется и решает, что тоже хочет быть молодым и красивым. Поскольку заклинание перестало действовать, прыгнувший в молоко царь сварился.
«Ска́зка о царе́ Салта́не» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1984 года, снятый по одноимённой сказке (1831) Александра Пушкина. Последний фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано, созданный вместе со Львом Мильчиным
Разговаривая меж собой, три сестры за прялкой мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы вдруг стала царицей. Первая из них обещает устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, а третья — «для батюшки-царя» родить «богатыря». В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который ещё до этого подслушивал разговор сестёр. Он предложил третьей из них брак, а двум другим — места ткачихи и поварихи во дворце.
После свадьбы царя Салтана в его дворце гаснет свет. Когда царь отправляется воевать в дальние края, царица рождает ему сына — царевича Гвидона. Однако сёстры и сватья баба Бабариха из зависти подменяют письмо царю, что та родила ему «неведому зверушку». Царь приказывает подождать до его возвращения, но сёстры и здесь меняют письмо царя (так как Бабариха подкупила дьяка) подложным письмом с приказом — царские бояре сбрасывают мать с новорождённым в море внутри бочки.
Бочку выносит на необитаемый остров Буян, причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от чародея, принявшего облик коршуна, и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.
Мимо острова Буяна проплывают четыре купца. После прибытия в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав о новом чуде, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз. Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в город Гвидона. Для этой белки князь строит хрустальный дом.
В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич, уже в облике мухи, слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове Буяне, так как они приходятся лебеди родными братьями.
И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах и передают новое приглашение, в то время как Гвидон подслушивает их в облике шмеля. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос и улетает.
После возвращения в город на острове Буяне Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть.
Царь в четвёртый раз принимает у себя купцов. Те рассказывают ему о всех трёх чудесах острова Буяна и передают слова Гвидона, что царь к ним «в гости обещался, а доселе не собрался». Но на этот раз Салтан точно решает отправиться в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, а потом отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо.
После заключительных слов автора в княжестве Гвидона гаснет свет.
«Царевна-лягушка» — советский рисованный мультипликационный фильм, который снял режиссёр Михаил Цехановский на киностудии «Союзмультфильм» в 1954 году. Вольная экранизация одноимённой русской народной сказки и шестой полнометражный мультфильм студии.
Молодая девушка-волшебница Василиса Прекрасная собирала на лугу цветы. Внезапно налетел пыльный вихрь и унёс её. Как оказалось, её похитил сам Кащей Бессмертный. Он показал свои сокровища и предложил ей выйти за него замуж, но девушка отказалась, потому что Кащей — старый, страшный колдун. За это он превратил её в лягушку на три года и три дня, и велел жить в болоте.
Тем временем на Руси старый царь решил поженить своих сыновей. Он отправил их в поле, где царевичи должны были выстрелить из лука, и куда их стрелы попадут, там и будут их супруги. Стрела старшего сына попала на боярский двор, стрела среднего — на купеческий двор. Младший сын, Иван-царевич, тоже выстрелил из лука, но его стрела улетела куда-то вдаль. Иван отправился узнать, кто же его суженая, и нашёл стрелу у лягушки на болоте, которой, по счастливой случайности, и оказалась Василиса.
Царь сыграл три свадьбы, а потом позвал сыновей и дал задание их жёнам соткать ковёр. Однако жёны старших сыновей оказались лентяйками, так что ковры шил старый солдат Кондрат. Тем временем опечаленный Иван-царевич призадумался: как же лягушка сможет вышить ковёр? Василиса успокоила жениха и ночью, вновь приняв человеческий облик, соткала красивый ковёр, причём с волшебным рисунком. Царь был рад тому, что жёны сыновей справились с заданием, но больше всех ему понравился ковёр, который принёс Иван.
Далее царь пригласил сыновей прийти с жёнами к нему на пир. Иван вновь загрустил, ведь ему было совестно показывать жену-лягушку. Но та сказала ему, что придёт вслед за ним, а если за окном раздастся «стук да гром», пусть люди не пугаются.
Спросят тебя — скажи: «Это моя лягушонка в коробчонке едет!»
Царь, гости и сыновья с жёнами стали веселиться на пиру. Тем временем ко дворцу с громким топотом белые лошади привезли карету, и из неё, к удивлению Ивана и его братьев, вышла прекрасная девушка. Это была Василиса Прекрасная. После еды она вылила из кубка вино в один рукав и бросила птичьи косточки и пёрышки в другой рукав, и во время танца случилось чудо: появилось озеро, а на нём лебеди. Жёны братьев позавидовали ей и решили станцевать так же, но в итоге лишь разозлили царя, плеснув ему в лицо вином и закидав костями.
Воспользовавшись моментом, Иван-царевич побежал домой, нашёл лягушачью кожу и сжёг в печке. Испуганная Василиса только и смогла сказать:
Ах! Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты только три дня подождал, я бы вечно твоей была. Теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного!
Затем она превратилась в лебедя и улетела в неизвестном направлении. Иван, всё поняв, сел на коня и поспешил вслед за ней. Пройдя много земель, царевич устал, а его конь околел. Иван остановился у пруда, чтобы попить. Тут к нему подошёл старичок и сказал, что знает обо всём, что случилось. Он решил помочь Ивану отыскать Василису, дал ему сучок-путевичок и посоветовал следовать за ним. Иван побежал за сучком, который, как он думал, мог привести его к Кащею. По пути Иван встретил медведицу, волчицу, соколиху с соколёнком и щуку, которые пообещали ему помочь, если он их не обидит.
Сучок-путевичок привёл главного героя к избушке Бабы-Яги. Старуха, выслушав его, решила рассказать ему тайну, как одолеть Кащея Бессмертного. Она предоставила для него летающего коня, который доставил его к дубу, на котором подвешен сундук — погибель злодея. Однако тот дуб охранял Змей Горыныч, который изрыгал огонь на любого, кто к нему подойдёт. Иван с боем одолел Змея, но никак не смог свалить дерево.
И тут к нему на помощь пришли те животные, которых он пожалел ранее. Медведица с корнями свалила дуб, и сундук разбился, но из него выбежал заяц. На того напала волчица, и из него вылетела утка. Последнюю клюнула соколиха, и из утки упало в море яйцо. Иван решил, что надежда спасти возлюбленную пропала, как вдруг щука принесла ему яйцо в зубах.
Кащей, надеясь извести главного героя, превратил Василису в золотую статую, а сам обратился в ворона и полетел, чтобы убить своего врага. Тем временем Иван пытался разбить яйцо о камень, однако камень разломился; меч и стрела против Кащея оказались бесполезны. На помощь пришёл соколёнок, разбив яйцо своим клювом. Внутри яйца оказалась игла, на которой и была Кащеева смерть. Иван-царевич прикрепил иглу к стреле, сел на коня и, прицелившись в ворона, выпустил в него стрелу. «Смертоносная» стрела пронзила злодея, и тот превратился в скелет, а затем вместе с замком рассыпался в прах.
Иван-царевич нашёл возлюбленную и, прикоснувшись к ней, вернул в прежнее состояние. Василиса, в свою очередь, оживила растения и животных, которых Кащей превратил в золото. Иван-царевич и Василиса Прекрасная вернулись домой и жили долго и счастливо.
«По щучьему велению» — мультфильм, созданный на Свердловской киностудии в 1984 году режиссёром Валерием Фоминым по сценарию Александра Тимофеевского на основе русской народной сказки «По щучьему веленью».
В титрах написано: По заказу Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
История о лентяе Емеле. Началась зима, и нужно ходить за водой к проруби. Емеля, с трудом поборов свою лень, слезает с печи и, взяв с собой любимого ручного скворца, приходит к проруби, где вместе с водой ему в ведро попадается щука. Емеля сначала хочет пустить её на уху, но затем жалеет её и отпускает. В награду за это щука даёт ему волшебное кольцо, что любое желание может выполнить, если сказать нужные слова. Емеля по волшебству отправляет вёдра домой. С того момента у Емели начинается новая жизнь: ему больше ничего не нужно делать своими руками, а достаточно только говорить щукины слова — и всё за него делается. Если надо идти в лес рубить дрова, то топор и пила сделают дело сами.
Однажды Емеля случайно встречает в лесу Марью-царевну, сбежавшую от своих нянек. Емеля и царевна влюбляются друг в друга. Но о том, что в стране происходят вещи не по-научному, не по царскому указу, а по щучьему велению, узнаёт сам царь со слов воеводы. По закону за это Емелю должны наказать. Царь посылает воеводу за ним, но Емеля сам приезжает в царский дворец на самоходной печи. Емелю приговаривают к заточению в бочке и сбрасыванию в море. Но по воле случая в палаты царевны, безутешно плачущей по Емеле, прилетает тот самый ручной скворец, который жил у Емели, и отдаёт ей волшебное кольцо. Царевна сразу же приказывает вернуть Емелю, и они вместе сбегают от царя на печи. Емеля решает всё на свете делать самостоятельно. И с тех пор они с царевной стали вместе жить долго и счастливо.