«Прощай, Америка!» — советский художественный фильм, снимавшийся в 1951 году Александром Довженко на киностудии «Мосфильм» по мотивам книги Анабеллы Бюкар, политической перебежчицы, принявшей в 1949 году советское гражданство. Производство было неожиданно остановлено. Это последняя режиссёрская работа Довженко. Всего было снято более половины фильма. В 1996 году картина была восстановлена в Госфильмофонде, международная премьера восстановленного варианта состоялась на Берлинском кинофестивале.
Действие начинается в 1945 году. Молодая американская журналистка Анна Бэдфорд, происходящая из фермерской семьи из Пенсильвании, направлена на работу в СССР в посольство США. Она попадает в Москву как раз в дни празднования победы СССР во Второй мировой войне. На Красной площади, во время торжеств, Анна знакомится с профессором Громовым, который приглашает её домой. Руководство посольства требует, чтобы Бэдфорд использовала встречу для сбора разведывательной информации.
Проходит год. Начинается новое мирное время. В посольство назначен новый посол, генерал разведки Гревс. Его первый же приказ гласит, что отныне весь персонал посольства должен быть занят разведкой и антисоветской деятельностью. Его слова:
Мир — это небольшое время, отпущенное нам в связи с проведением подготовки к новой войне, которая должна утвердить во всём мире американский образ жизни.
Методы работы коллег с первого дня не нравятся Анне. Собранные ею в результате поездки сведения об Армении и Украине переиначиваются и перевираются. В атмосфере лжи и подозрительности она находит только одного единомышленника — Арманда Хауорда, начальника отдела информации посольства. Честного и неподкупного Хауорда, не желающего приукрашивать действительность в угоду пропагандистским интересам, отзывают из Москвы в Вашингтон. В этот же момент Бэдфорд сообщают о смерти её матери, и она вместе с Армандом возвращается домой. Хауорд вызван в суд, но его оправдывают. Сразу после оправдательного приговора в баре его расстреливают неизвестные.
Бэдфорд вызывают обратно в Москву и поручают написать книгу по заранее сфабрикованному материалу о несвободе в СССР и о том, что Хауорд был убит коммунистами. Бэдфорд не возвращается в посольство и становится перебежчицей. В посольстве из-за её исчезновения начинается настоящая паника.
На этом отснятые материалы заканчиваются. В дальнейшем, согласно сценарию, Анна Бэдфорд становится гражданкой СССР и пишет совершенно иную книгу, разоблачающую деятельность американских дипломатов. В Советском Союзе она находит новую родину, где может спокойно трудиться и творить. Финал должен был перекликаться с картиной «Цирк» — Анна, в колонне демонстрантов, торжественно вступает на Красную площадь в дни большого праздника
- Лилия Гриценко — Анна Бэдфорд
- Николай Гриценко — Арманд Хауорд, начальник отдела информации американского посольства
- Александр Полинский — Марроу, советник посольства
- Григорий Кириллов — Уолтер Скотт, американский посол в Москве
- Вячеслав Гостинский — Фрэнсис Дарлингтон
- Никита Кондратьев — Джонни Гревс, секретарь посольства
- Юрий Любимов — Блейк, корреспондент
- Янис Осис — Чарльз Уинчелл, доктор посольства
- Людмила Шагалова — Сесилия Вонг, стенографистка посольства
- Григорий Шпигель — журналист
- Александр Смирнов — Хилл, корреспондент
- Пётр Крылов — эпизод (нет в титрах)
- Михаил Орлов – эпизод