окно для просмотра внизу
презентацияфильма
«Клеопа́тра» (англ. Cleopatra) — пеплум, драма режиссёра Джозефа Манкевича. Одна из вершин жанра, а также одна из наиболее известных работ актёрского дуэта Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. Картина повествует о событиях 48—30 годов до н. э., рассказывая историю жизни и смерти Клеопатры, её отношений с Юлием Цезарем и Марком Антонием. Съёмки фильма прошли в Италии, Испании и Англии. Производство заняло более четырёх лет, и на съёмки было потрачено около 44 миллионов долларов (290 миллионов в ценах 2006 года). Элизабет Тейлор потребовала в качестве гонорара свыше 1 миллиона долларов и всего получила за участие в съёмках, по некоторым оценкам, до 7 миллионов.
«Клеопатра» считается одной из самых дорогостоящих картин и наиболее известным в истории кинематографа финансовым провалом. Собрав в прокате 1963 года около 38 миллионов долларов, на показатели окупаемости картина вышла только в 1967 году, когда были проданы права на телевизионный показ. Затянувшееся производство, смена режиссёров, отстранение продюсера, перерасход бюджета, привели компанию 20th Century Fox на грань банкротства и закончились смещением с поста президента компании Спироса Скураса. Пристальное внимание прессы привлёк скандальный роман на съёмочной площадке между Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном.
Фильм получил разноречивую оценку специалистов. Одним из главных недостатков стала стилистическая и жанровая неоднородность двух частей картины. Первая часть снята в традиции исторического фильма, а вторая как мелодрама. Высокую оценку заслужила визуальная составляющая картины, актёрская игра Рекса Хэррисона, воплотившего образ Гая Юлия Цезаря, и исполнителей второго плана. Несмотря на четыре выигранные премии «Оскар», фильм обозначил закат эпохи пеплумов и всей студийной системы кинематографа.
События фильма начинаются примерно в 48 году до н. э., с поражения Гнея Помпея в битве при Фарсале. Помпей бежит в Египет в поисках союзника в лице юного правителя Птолемея XIII и его сестры Клеопатры. Преследуя Помпея, в Александрию с военным отрядом прибывает Гай Юлий Цезарь. В Египте римскому диктатору преподносят голову Помпея, и далее он оказывается вовлечён в династический конфликт. Птолемей заявляет, что Клеопатра изгнана и погибла, но оказывается, что она жива. Хитростью египетская царица проникает в покои римлянина. Гай Юлий Цезарь пленён красотой и умом Клеопатры и встаёт на её сторону. Имея ограниченный военный отряд, Цезарь тем не менее отстаивает Александрию, разгромив повстанцев, но в ходе боевых действий от пожара гибнет знаменитая библиотека. Клеопатра восстанавливает своё влияние при помощи Цезаря и становится де-факто правительницей государства и фавориткой Цезаря. Римлянин надолго задерживается в Египте. Сын, которого приносит Цезарю Клеопатра, признан отцом как наследник и должен стать порукой покровительства Рима над Египтом. Цезарь уезжает в Рим и через несколько лет вызывает к себе Клеопатру. Египетская царица в столице империи устраивает свой приезд с необычайной роскошью. Клеопатра вместе с сыном остаётся жить на вилле Цезаря. Политическим деятелям в Риме не понравилось, что Цезарь оказывает такие почести своей провинциальной фаворитке. Сложная политическая борьба закончилась покушением и смертью Цезаря. Клеопатра вынуждена поспешно и тайно покинуть Рим.
Вторая часть картины начинается сразу после окончания битвы при Филиппах, в которой Антоний и Октавиан Август расправились с убийцами Цезаря. Управление провинциями империи после смерти диктатора распределилось между несколькими высокопоставленными римлянами, и контроль над Египтом перешёл к Марку Антонию. Для реализации своих политических и военных амбиций Антонию нужны деньги и ресурсы, и единственное место, где он может их получить — это Египет. Антоний и Клеопатра встречаются и заключают любовный и политический союз. Такое развитие событий совершенно не входит в планы Октавиана. После прибытия Антония в Рим он устраивает брак по расчёту между своей сестрой и Антонием. Узнав об измене своего любовника, Клеопатра отказывается платить дань империи. Пытаясь найти компромисс, Антоний возвращается к египтянке; они встречаются на роскошном королевском корабле на рейде Тарсуса. Их любовные отношения разгораются с новой силой, и римлянин подчиняется воле Клеопатры. В сенате сообщение об этом вызывает негодование, которое Октавиан умело подогревает до такой степени, что Рим готов перейти к военным действиям. Решающее выяснение отношений в разразившейся гражданской войне происходит в морском сражении при Акциуме. Антоний, более привычный к битвам на суше, терпит поражение. В решающий момент Клеопатре сообщают о смерти Антония, и она покидает акваторию сражения. Антонию, корабль которого заманили в ловушку, удаётся спастись, и он бежит в Египет. Он не может простить Клеопатре предательство, между ними возникает размолвка. Тем временем армия Октавиана, не встречая сопротивления, вступает в Египет и быстро приближается к столице. Антоний безуспешно пытается противостоять Октавиану, но его немногочисленный отряд без боя сдаётся на милость противнику. Соратник Антония Руфион кончает жизнь самоубийством. Антоний возвращается в Александрию, но не находит Клеопатру во дворце. Решив, что любимая тоже покинула его, он закалывает себя мечом. Смертельно раненного Антония перевозят в храм, где укрывалась Клеопатра, и он умирает у неё на руках. Римские войска занимают город. Октавиан пытается заключить сделку с Клеопатрой и доставить её живой в Рим, но та замечает на его пальце перстень её сына. Клеопатра понимает, что Цезариона нет в живых. Царица, которая не хочет доставаться как главный приз победителю Октавиану, также погибает, положив руку в корзину с ядовитой змеёй.
- Ричард Бёртон — Марк Антоний
- Элизабет Тейлор — Клеопатра
- Рекс Харрисон — Гай Юлий Цезарь
- Мартин Ландау — Руфион
- Кэрролл О’Коннор — Публий Сервилий Каска
- Родди Макдауэлл — Октавиан Август
- Хьюм Кронин — Созиген Александрийский
- Эндрю Кейр — Агриппа
- Ричард О’Салливан — царь Птолемей XIII
- Джин Марш — Октавия
- Кеннет Хейг — Брут
- Джон Хойт — Кассий
ВНИМАНИЕ НИЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ВЕРСИЯ В ВЫСОКОМ КАЧЕСТВЕ В ТАКОМ ВИДЕ В КАКОМ ОНА БЫЛА В ПРОКАТЕ В СОВЕТСКИХ КИНОТЕАТРАХ ВО ВРЕМЕНА СССР